Программа утверждена:
индивидуальным предпринимателем
Анисимовой Евгенией Александровной,
осуществляющим образовательную деятельность
_______________ Е.А. Анисимова
«___» ____________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ» для детей от 3 до 6 лет2. Содержательный раздел2.1. Общие положения Программа обеспечивает формирование у детей танцевальных умений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Участники образовательной деятельности: дети в возрасте от 3 до 6 лет, родители (законные представители), педагоги дополнительного образования (тренеры), осуществляющие работу по Программе.
Срок реализации программы: 1 год (72 часа), с возможностью повторного освоения по решению родителей (законных представителей).
Программа рассчитана на 72 академических часа, распределённых на 36 недель, по 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий варьируется в зависимости от возраста в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 (15–25 минут).
По завершении обучения обучающиеся получают справку об обучении при успешном освоении Программы.
Программа считается успешно освоенной при условии посещения обучающимся не менее 60% занятий и успешном прохождении итогового контроля.
Режим занятий подразумевает занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, ежемесячно в период с сентября по май. Длительность занятий (академический час) в соответсвии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21:
- для детей 3-4 лет 15 минут;
- для детей 4-5 лет 20 минут;
- для детей 5-6 лет 25 минут.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности: совместная образовательная деятельность, свободная самостоятельная деятельность.
Совместная образовательная деятельность осуществляется в ходе непосредственной образовательной деятельности (на занятии), предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с обучающимся.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую и/или познавательно-исследовательскую деятельность в условиях специально созданной проблемной ситуации или задания и направлена на самостоятельное решение образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности.
Обучение детей носит интегративный характер, позволяющий формировать танцевальные умения в тесной взаимосвязи с социально-коммуникативным развитием, познавательным развитием и художественно-эстетическое развитием.
2.2. Структура Программы Программы состоит из трех разделов, связанных между собой задачами и содержанием.
1 раздел - дети от 3 до 4 лет, первый учебный год. Основная задача - обучение основным движениям современных танцев. К концу первого года дети должны двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой.
Направления в работе:
1. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, желания двигаться в соответствии с её характером.
2. Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом.
3. Исполнение основных движений под музыку, изменение их в зависимости от смены музыкальных образов, темпа.
4. Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу и самостоятельно) и в парах («пружинки», «прыжки», «приставные шаги», различные движение руками и шаги).
2 раздел - дети от 4 до 5 лет, второй учебный год. Основаная задача - повышение качества исполнительского мастерства детей.
Направления в работе:
1. Совершенствование качества исполняемых основных современных движений.
2. Совершенствование музыкального восприятия. Учить вслушиваться в мелодию, запоминать ее. Следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
3. Освоение современных танцевальных движений более сложного уровня.
4. Совершенствование пространственных ориентировок.
3 раздел - дети от 5 до 6 лет, третий учебный год. Основная задача - повышение способности детей к выражению своих чувств через движения; развитие умения выражать свои чувства, вызванные музыкой, самостоятельными композиционными решениями в танцах и играх, включая и основные, и образные, и имитационные движения.
Направления в работе:
1. Выполнение детьми творческих заданий, использование знакомых современных танцевальных движений в различных сочетаниях, создание танцевальных комбинаций.
2. Совершенствование навыков основных движений, выполняемых на музыку различных музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, 12/8.
3. Самостоятельное решение задач пространственного ориентирования в танцах, играх, упражнениях (колонны, шеренги, диагональ, концентрические круги, пары, тройки, цепочки, хороводы).
4. Формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной заинтересованности в восприятии музыки, музыкального мышления, воображения, вкуса.
5. Развитие пространственного мышления и пространственного воображения в творческих заданиях по созданию танцевальных комбинаций.
Каждое занятие начинается с разминки, направленной на подготовку тела к безопасному выполнению последующих упражнений. Разминка может меняться в зависимости от потребностей и уровня обучающихся. Во время разминки интенсивность на всём протяжении остаётся неизменной, частоту сердечных сокращений стараются поддерживать на одном уровне.
В конце занятия проводится заминка с плавным уменьшением интенсивности: высокий темп сменяется на средний, а затем на лёгкий.
Примерный План занятий осуществляется в соответсвии с проходимым в данный момент разделом Программы и реализуется таким образом, чтобы не превышать нормированную продолжительность занятий.
1. Вводная часть.
- разминка, подготовка к основной физической нагрузке (обязательна часть, которая присутствует в работе по каждому из разделов Программы);
- упражнения для рук (образные, имитационные);
- музыкальные игры (желательно, чтобы они были связаны сюжетно);
- музыкальные и музыкально-ритмические игры на развитие пространственного мышления и воображения;
- упражнения, игры на совершенствование навыков основных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков), задания на ориентировку в пространстве;
- творческие задания на решение задач пространственного ориентирования, выполняемых на основных движениях современного танца;
- упражнения для рук с элементами творческих заданий, с инвентарем и без.
2. Основная часть.
- разучивание танцевальных элементов современного танца;
- разучивание танцевальных комбинаций;
- импровизация с применением ранее разученных танцевальных элементов;
- музыкально-ритмические игры
- разучивание танцевальных композиций по одному
- разучивание танцевальных композиций в парах, тройках, шеренгах, хороводах, свободном построении
4. Заключительная часть.
- восстановление, дыхательные упражнения;
- упражнения на гибкость и расслабление.
Особенностью всех этапов обучения является одинаковое изложение теоретического материала реализации программы и вариативная подача практического материала. Изучение нового материала проходит без музыкального сопровождения, затем он осваивается в очень медленном темпе, после чего происходит исполнение в полтемпа и затем в полный темп с музыкальным сопровождением.
На протяжении всего времени обучения уделяется внимание развитию творческих способностей детей, интереса к современному танцевальному искусству и культуре. В процессе обучения с детьми проводится воспитательная работа, интегрируются правила поведения в жизни, на сцене и в зрительном зале.
2.3. Учебный план№ | Раздел программы | Теория
| Практика | Всего | Формы контроля |
1 | Основы ритмики и движения | 1 | 8 | 9 | Наблюдение |
2 | Основные элементы современного танца | 1 | 14 | 15 | Показ движений, наблюдение |
3 | Музыкально-ритмические игры | 1 | 10 | 11 | Наблюдение, игровые задания |
4 | Пространственное ориентирование и перемещение | 1 | 14 | 15 | Практическое задание, наблюдение |
5 | Творческие задания и импровизация | 1 | 8 | 9 | Импровизация, наблюдение |
6 | Постановочная работа | 1 | 12 | 13 | Открытое занятие, отчетный контроль |
Итого |
| 6 | 66 | 72 |
|
2.4. Календарный учебный графикМесяц | Часы | Тема | Основные задачи, содержание материала |
Сентябрь | 8 | Вводный блок: знакомство | Познакомиться с детьми, дать общее представление о современных танцах и музыке. Дать детям сведения о пользе занятий, вызвать желание заниматься. Выполнять упражнения на внимание и ритм, учить первые движения и связки из 4-5 движений. Использовать музыкально-ритмические игры. |
Октябрь | 8 | Основы движения, музыкальность и эмоции (1) | Дать детям представление о разном характере музыки и танцевальных движений. Изучать базовые шаги, элементы хип-хопа, использовать координационные игры. Разучивать связки из 4-5 движений. Использовать музыкально-ритмические игры. |
Ноябрь | 8 | Основы движения, музыкальность и эмоции (2) | Продолжать работу, начатую в октябре. Разбирать темп музыки. Практиковать выражение эмоций через движения. Задания на импровизацию. Учить детей принимать правильные исходные положения. Продолжать разучивать элементы хип-хоп. Удлинять связки до 6-8 движений. |
Декабрь | 7 | Первая постановка | Закрепление материала через разучивание первой танцевальной связки на 45-60 секунд. |
Январь | 8 | Развитие координации | Упражнения на баланс, прыжки с поворотами, работа в парах. Игры с поиском места. Составление своих связок из ранее изученных движений. Разучивание движений и элементов хауса. Развитие потока и непрерывности движений детей. |
Февраль | 8 | Танцевальная выразительность | Мимика, этюды («животные», «роботы», «эмоции» и т.п.), Синхронность в выполнении движений по одному, в парке, в группе. Продолжение разучиваний и повторения элементов хип-хоп и хауса. Прослушивание музыкальных композиций различного эмоционального окраса, подбор движений с учетом транслируемой в музыке эмоции. Разучивание связок из 8-10 движений. |
Март | 8 | Импровизация и фантазия | Танцевальные квесты, работа с уровнями в танце, мини-соло выступления. Отработка ранее изученного материала. |
Апрель | 8 | Подготовка к итоговому выступлению | Разучивание итогового номера продолжительностью от 2 до 3 минут. Совершенствование демонстрации эмоций в танце. Работа над построениями на сцене. Знакомство с правилами поведения на сцене и в зрительном зале. |
Май | 9 | Итоговый блок | Повторение движений разученных в течение года, итоговый танец, генеральная репетиция, концерт. Подведение итого. |
2.5. Особенности организации образовательного процесса Основной формой организации образовательного процесса в Программе является групповое занятие. Обучение проводится очно. Занятия являются комплексными и включают в себя: изучение нового материала, повторение пройденного, творческие задания. На занятиях учитывают индивидуальные особенности обучающихся, благодаря чему есть возможность распределить время так, чтобы получить максимально качественный результат. Ежегодно проводятся отчетные концерты, где в составе группы демонстрируется пройденный материал в формате номера.
Методы обучения:- наглядный (показ методики исполнения педагогом);
- словесный метод обучения (рассказ, объяснение, беседа);
- метод активного слушания музыки;
- использование видеоматериала (демонстрация техники, комплекса упражнений, движения на примере в форме видео);
- практические методы обучения (тренировочные упражнения, интервальные и круговые тренировки);
- участие в массовых мероприятиях различных уровней;
- участие в конкурсах, соревнованиях, турнирах, фестивалях по современным танцевальным направлениям различных уровней.
Формы организации образовательного процесса:- групповая (занятия по сформированным группам);
- в парах (работа с партнером);
- индивидуально-групповая (свободная импровизация);
- ансамблевая (творческая деятельность всей группы).
Формы организации занятий: учебный диалог
, практическая работа
(тренировка, репетиция), мастер-класс, «баттл» (командная, индивидуальная «битва» с определение победителя путем голосования жюри/судей или зрителей/участников), «джэм» (дружеская танцевальная встреча, где танцоры не выявляют победителей, а обмениваются опытом и тренируют свои умения импровизировать в спокойной атмосфере), тестирование, анкетирование, тренинг, участие в соревнованиях, творческих выступлениях, молодежных проектах, волонтерских мероприятиях.
Во время занятий в зависимости от возрастной группы особое внимание уделяется учету
физиологических особенностей обучающихся.
В возрасте от 3 до 6 лет у детей наблюдается активное физическое развитие. Улучшается координация, моторика, повышается выносливость, движения становятся более точными и уверенными. В этот период дети активно развивают двигательные навыки, такие как бег, прыжки, метание, лазание, а также учатся кататься на велосипеде. Их движения становятся более координированными, а реакции - более быстрыми. Важно, чтобы дети получали достаточно физической активности на свежем воздухе и в подвижных играх, поэтому занятия танцами, в частности, основам современного танца, прекрасно подходят для гармоничного развития. На занятиях особое внимание уделено правильности выполнения танцевальных элементов и предотвращению переутомления у детей.
У всех родителей (законных представителей) собирается информация о наличии травм и противопоказаний у обучающихся, благодаря чему обучение основам современной хореографии проходит максимально безопасно.